«Назад

На заседании коллегии Управления Роспотребнадзора подвели итоги 2017 года и обсудили задачи на 2018 год

На заседании коллегии Управления Роспотребнадзора подвели итоги 2017 года и обсудили задачи на 2018 год

 

6 февраля в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл состоялось заседание коллегии, в ходе которой были подведены итоги работы ведомства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей в 2017 году, а так же озвучены задачи на 2018 год.

На заседании коллегии присутствовали Главный Федеральный инспектор по Республике Марий Эл Петр Журавлев, заместитель Председателя Правительства Республики Марий Эл Илга Дравниеце, Председатель комитета Государственного собрания Республики Марий Эл по здравоохранению Анатолий Смирнов, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл Лариса Яковлева, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл Амир Шакиров, заместитель Министра здравоохранения Республики Марий Эл Станислав Глушков, заместитель Министра образования и науки Республики Марий Эл Александр Иванов, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Республики Марий Эл Фанис Мухаметгалиев, Марийский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Киселев, сотрудники Управления Роспотребнадзора, руководящий состав ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» и его филиалов.

С докладом о результатах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл выступила руководитель ведомства Светлана Булатова.

В самом начале доклада Светлана Ильгизовна обратила внимание присутствующих на основные показатели по приоритетным направлениям деятельности службы Роспотребнадзора, имеющим социально ориентированный характер.

Одним из важных аспектов работы Службы в 2017 году следует назвать деятельность по направлению «Реформа контрольной и надзорной деятельности», включая применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, создание системы оценки результативности и эффективности надзора. Следствием внедрения риск– ориентированного подхода при подготовке ежегодных планов проверок стало сокращение плановых проверок.

Приоритетным направлением в работе ведомства является обеспечение надлежащей защиты прав и иных законных интересов населения республики, в том числе право на жизнь и здоровье, которое было достигнуто исключительно путем повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в условиях снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Управлением Роспотребнадзора из года в год продолжается практика взаимодействия с общественными организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества. Представители ассоциаций предпринимателей входят в состав Консультативного совета по защите прав потребителей, организуют работу Общественного совета, образованного при Управлении Роспотребнадзора. Актуальные вопросы взаимодействия с предпринимательским сообществом являются предметом обсуждения на семинарах-совещаниях, «круглых столах». На главной странице сайта создан раздел «Для предпринимателей», где размещается информация об изменениях законодательства и другие новости, представляющие интерес для предпринимателей. Проведение акции «День открытых дверей для предпринимателей» стало традицией для Роспотребнадзора.

В число наиболее важных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора входит реализация Административной реформы, направленной на повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг. В 2017 году Управлением оказано 814 государственных услуг с использованием межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Расширяется спектр оказания государственных услуг, в том числе в электронном виде.

В целях реализации одного из актуальнейших направлений - обеспечения прозрачности и информационной открытости - активно осуществляется взаимодействие с гражданским обществом.

Ведется поддержка официального сайта Управления и страницы ведомства в социальной сети «ВКонтакте» в актуальном состоянии и наполнение его информацией. Также, установлено активное взаимодействие со средствами массовой информации.

С 1 июня 2009 года для граждан республики в Управлении организована ежедневная работа «горячей линии» с выделением обособленного телефона, по которому звонок бесплатный из любого населенного пункта республики. В 2017 г. по телефону «горячей линии» Управления оказано 508 консультаций. Подавляющее число звонков – 384 (75,6%) – было связано с защитой прав потребителей: реализацией некачественных товаров, оказанием жилищно-коммунальных, финансовых, бытовых, транспортных, медицинских, туристических услуг, услуг связи, долевого строительства жилья. В 57 обращениях (11,2%) были подняты вопросы санитарного надзора: организация надзора за питанием населения, качество и безопасность пищевых продуктов и 67 (13,2%) – прочие вопросы.

Светлана Ильгизовна отметила, что среди населения республики востребованы тематические горячие линии, проводимые Роспотребнадзором. В 2017 году их было 13, консультации получили 1006 человек.

Кроме того, для наиболее широкого информирования граждан с 2016 года функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации и способствует реализации в полной мере права потребителей на защиту их прав. На сайте размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.

Наибольший интерес вызывает раздел «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», что свидетельствует о стремлении потребителей обезопасить себя при выборе соответствующего товара (продукции). Свыше трети всех посещений приходится на этот раздел.

Еще одним важным направлением деятельности Роспотребнадзора является обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья граждан, определяет степень экологической и эпидемической безопасности целого региона.

Четвертый год республика демонстрирует высокий процент обеспечения населения питьевой водой, отвечающей по показателям безопасности. Данный показатель в 2017 году составил 98,7%. В последние годы сохраняется тенденция улучшения качества питьевой воды по микробиологическим показателям в централизованных системах водоснабжения и в источниках нецентрализованного водоснабжения, отсутствует регистрация инфекционных заболеваний, связанных с употреблением питьевой воды.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения остается одной из приоритетных задач Службы. Управлением Роспотребнадзора выполняются основные задачи по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в ходе летней оздоровительной кампании. Последние три года по итогам летней оздоровительной кампании удельный вес детей, получивших выраженный оздоровительный эффект, остается на высоком уровне.

Особое внимание Управлением уделялось повышению эффективности деятельности по контролю за соблюдением Технических регламентов Таможенного Союза, в первую очередь, в социально значимых секторах потребительского рынка.

В 2017 году приостановлена реализация 587 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов в количестве 2370,2  кг. В основном снятие товаров с продажи происходит по причинам отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, истечение сроков годности, несоответствующего хранения, реализации товара без надлежащей маркировки.

Последние семь лет на потребительском рынке республики выявляются факты продажи отдельных молочных продуктов с признаками фальсификации, а именно: заменой жировой фазы масла жирами немолочного происхождения. Это используется недобросовестными предпринимателями с целью удешевления готовой продукции. В 2017 году установлено 30 таких фактов. Пробы не соответствовали требованиям технического регламента по показателям идентификации (по жирно-кислотному составу и наличию растительных стеринов): масло сливочное - 18 проб, молоко сгущённое с сахаром - 5 проб, сыр – 5 проб, сметана - 1 проба, мороженое – 1 проба).

Фальсифицированная продукция была произведена как за пределами Республики Марий Эл, так и на ее территории.

На особом контроле Управления Роспотребнадзора находится выполнение приказов Федеральной службы Роспотребнадзора, изданных во исполнение поручений Правительства РФ, о проведение внеплановых проверок отдельных видов продукции. Самыми масштабными явились проверки в отношении объектов торговли, где реализуется спиртосодержащая продукция.

При организации проверок установлено взаимодействие с органами прокуратуры и внутренних дел. Обследовано 1834 объекта, проинспектировано более 15 тысяч литров спиртосодержащей жидкости, у 75 субъектов установлены нарушения, возбуждено 75 дел об административных правонарушениях, снято с реализации (наложен арест) 96 партий продукции объёмом 1019,3 л.

Эффективное планирование контрольно-надзорной деятельности позволило обеспечить в 2017 году в целом по республике стабильную эпидемиологическую ситуацию.

По большинству нозологий отмечается снижение или стабилизация показателей на относительно низком уровне. Не зарегистрировано случаев заболевания эпидемическим паротитом, дифтерией, краснухой. На фоне напряженной эпидемической ситуации по заболеваемости кори в Европейском регионе не допущено заноса данного заболевания на территорию республики.

В республике отмечается снижение заболеваемости вирусным гепатитом В по сравнению с 2005 г. в 32 раза (в 2005 г. – 9,6 на 100 тыс. нас., в 2017 г. – 0,3).

Проведение прививок позволило предотвратить заболеваемость острым гепатитом В среди детей до 14 лет. При этом, на протяжении последних 11 лет не регистрируются случаи заболевания среди детей до 14 лет.

В республике достигнуты и поддерживаются показатели своевременности охвата профилактическими прививками населения в декретированных возрастах (95% и более), что соответствует планируемым целевым показателям и также оказывает положительное влияние на эпидемиологическую обстановку в республике.

Не первый год республика демонстрирует высокий охват прививками против гриппа, в текущем сезоне вакцинировано более 279 тысяч человек, что составляет 40,8% от общего количества населения республики. На следующий эпидсезон ставится задача охватить прививками не менее 45% населения.

Результаты проводимого ежегодного анализа говорят о высокой эффективности иммунизации населения против гриппа. Среди привитых лиц из «группы риска» в период эпидемического сезона 2016-2017 годов заболеваемость гриппом в целом по республике была в 8 раз ниже по сравнению с непривитыми, а среди привитых работников сферы обслуживания, общественного транспорта случаи заболевания гриппом не регистрировались.

В 2017 году Управлением Роспотребнадзора продолжена работа по совершенствованию судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции; обеспечению взаимодействия Управления с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления и общественных объединений потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей; совершенствованию системы информирования и просвещения потребителей.

Одним из индикаторов для общей оценки состояния потребительского рынка, качества оказываемых населению услуг следует назвать характер обращений граждан. В 2017 году в адрес Управления поступило 2391 обращение, что на 3,5% больше, чем в 2016 г.

В общей структуре поступивших обращений 1242 (52%) составили жалобы на несоблюдение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 1146 (48%) - на нарушения прав потребителей.

В 67 (шестидесяти семи) обращениях (2,9%) представленная информация стала основанием для проведения внеплановых проверок и административных расследований (при этом в 53 (пятидесяти трех) случаях (79,1%) факты, изложенные в обращениях, подтвердились). Специалистами Управления выдано 106 предписаний и представлений об устранении выявленных нарушений, внесено 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

К числу главных итогов деятельности Управления Роспотребнадзора в 2017 году следует отнести обеспечение устойчивой санитарно-эпидемиологической обстановки в республике, оптимизацию контрольных и надзорных мероприятий, а также оперативное реагирование Службы на возникавшие вызовы и угрозы.

В завершение заседания коллегии Управления Роспотребнадзора были озвучены цели ведомства на 2018 год – продолжить дальнейшую разработку мер, направленных на улучшение эффективности и действенности Службы, реализацию всех имеющихся возможностей  и полномочий для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения республики, закрепление положительных, социально значимых для общества результатов.